АЛСИБ

 

Бесперебойная поставка военных самолетов
из США через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию в
Красноярск

Схема маршрута транпортировки самолётов
Схема маршрута транпортировки самолётов

Главное дело, которое было поручено в 1942 году заводу Государственным комитетом обороны – создание радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолетов.

Эту задачу должен был выполнить разработанный ещё в 1939 году инженерами–конструкторами И. К. Садовниковым и М. М. Зелентом мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром "Колба".

Руководил созданием радиомаяка на заводе начальник производства Н. М. Зверев (в будущем – главный конструктор НИИ №188 и предприятия п/я 93 в Ленинграде, лауреат Сталинской премии).

Радиомаяк «КОЛБА»
Радиомаяк «КОЛБА»

Радиомаяк "Колба" состоял сначала из двух машин, а потом из — четырёх.

Центральная мачта ненаправленного излучения была высотой 31,5 м, что давало возможность увеличить дальность действия до 500 км.

Перед заводом стояла крайне важная и секретная задача – обеспечить бесперебойную поставку военных самолетов из США через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию в Красноярск, где были сосредоточены в то время лучшие силы полярной авиации.

Так осуществлялась воздушная линия “второго фронта” АлСиб — перегона по лендлизу «аэрокобр», «дугласов», «бостонов» и «боингов».

Памятник лётчикам на Аляске
Памятник лётчикам на Аляске

Сопровождали самолеты в основном опытные летчики, но сложный рельеф местности и другие сложные обстоятельства (тундра, глухая тайга, полярная ночь и морозы до 60 градусов, карты с погрешностями, отсутствие промежуточных аэродромов) привели к тяжелым потерям: за первые шесть месяцев 1942 года были потеряно 58 американских самолетов (81 за всю войну).

Поэтому на заводе срочно приступили к выпуску радиомаяков "Колба" для слепой посадки самолетов, благодаря которым за оставшиеся три года войны на территорию СССР практически без потерь поступило 7 902 американских самолета, перевезено
18 753 тонны оборонных грузов и 128 371 пассажиров.

Эта информация долго была секретной, и только в 1994 году она стала открытой.

В память об этой легендарной странице из истории второй Мировой войны на Аляске установлен памятник русским и американским летчикам.

Из Красноярска боевые американские самолеты, пилотируемые лучшими летчиками отправлялись на фронт, а следом за ними по железной дороге следовали и радиомаяки "Колба", которые устанавливались на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечивать путь крылатых машин на Берлин и их возврат после выполнения боевого задания.

За годы войны заводом было выпущено 27 радиомаяков "Колба".

Весь коллектив завода №327 (1,5 тысячи человек) работал круглосуточно и самоотверженно, под девизом: “Всё для фронта! Всё для победы!”

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность. Но впоследствии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

Стенд, подготовленный музеем к юбилею АлСиб
Стенд, подготовленный музеем к юбилею АлСиб